RSS

Новости

Архив

Культура

Культура современной Черногории впитала многие обычаи своих соседей: Сербии, Хорватии, Греции, Италии, Турции и Албании.

Уникальное географическое расположение Черногории позволяет ей считаться не только популярным морским курортом, но и хранилищем традиций и обычаев многих народов и культур. Находясь на стыке Востока и Запада, она сохранила влияние православия, католичества и ислама, которые до сих пор прочитываются в архитектурных направлениях, отражающих внешнее и внутреннее своеобразие страны.

Именно здесь были найдены следы поселений человека разумного, создание которых археологи относят к бронзовому веку. К таким местам можно отнести каньон реки Морача, Малишину пещеру, каньон реки Чеотина, известной еще, как Медная скала.

Одним из основных центров становления новой культуры, по праву, может считаться город Котор, где расположено множество величественных католических и православных церквей, а также, древние постройки и средневековая крепость.

Многие из памятников, расположенных на территории Черногории, находятся под охраной ЮНЕСКО и считаются всемирным историческим наследием. Нынешнее поколение историков, архитекторов и всех, интересующихся культурным наследием, могут непосредственно прикоснуться к историческим памятникам, которые отражают суть исламских и христианских традиций, как, например, мечеть Хусейн-Паши Болянича, расположенная в Плевне или многочисленные монастыри, на стенах которых можно увидеть художественную роспись в византийском стиле.

Самые известные Православные монастыри Черногории: Цетинский монастырь, монастырь Морача и монастырь Острог.

Кроме того, Черногория стала родиной многих известных живописцев, которые пытались передать природные красоты края и абстракционистов - модернистов, чьи работы находятся во многих престижных музеях мира.

Литературное наследие Черногории связано со второй половиной XII века, а именно, летописями Попа Дуклянина и Евангелием Мирослава, которые на сегодняшний день считаются основателями черногорского слова.

Следующий виток культурного развития в Черногории произошел в ХV веке, когда был изобретен печатный станок и увидела свет книга "Октоих Первогласник". С этим событием связывают два имени: правителя Георгия Черноевича и иеромонаха Макария. Дальнейшее историческое литературное наследие Черногории неразрывно связано с именами прозаика Михайло Лалича, правителями и писателями Петром I и Петром II Петровичами (Негошами), поэтами Ристо Ратковичем и Радованом Зоговичем, а также, доктора богословских наук Андрия Змаевича, которые перевели литературу на новый виток развития.

Развитие черногорского театрального искусства приходится на XIX век, когда в стране действовало пять театров и все постановки проходили только с аншлагами. Когда же закончилась вторая мировая война, театральное искусство стала понемногу вытеснять развивающаяся кинематография Югославии.

Именно в Черногорию приезжают туристы со всего света, чтобы лично прикоснуться к старине, культуре и истории. Именно здесь можно совершить увлекательные и познавательные экскурсионные туры по небольшим городам, где царствует безмятежное спокойствие и размеренность, свято соблюдаются традиции и обычаи, и чтится память предков.

История Черногорской культуры

К эпохе неолита относится керамика со скромным лепным узором или расписным геометрическим орнаментом, близкая памятникам Сербии и Румынии (находки в Црвена-Стене), к концу эпохи бронзы и началу эпохи железа — укрепленные поселения и некрополииллирийцев. В период греческих и римских завоеваний Черногория включается в орбиту античной культуры, традиции которой в упрощённом варианте сохраняются в византийский период (6 в. н. э.) и после появления славян (7 в.) — остатки укреплений, домов,базилики, архитектурных фрагментов с нарядным резным декором в г. Дукля (Диоклея), близ Титограда.

В средневековый период Черногория испытывала воздействие культуры Италии и Далмации, которое скрещивалось с влиянием Сербии и Византии. В 9—10 вв. сооружались скромные однонефные, крестообразные и триконховые церкви из тёсаного и ломаного камня. Появившиеся в 11 в. церкви в романском стиле сохраняли связь с дороманским зодчеством. В приморских районах в 12—13 вв. строились 3-нефные базилики с плоским деревянным потолком или крестовыми сводами (собор св. Трипуна в Которе, с 1166), а также однонефные постройки с полуциркульным сводом (церковь св. Павла в Которе, 1263—66), иногда с куполом на низком барабане, опирающемся на тромпы или пандативы (церковь св. Луки в Которе, конец 12 в.). Такие церкви, покрытые двускатными черепичными кровлями, часто имели глухие стены, арочную звонницу на западном фасаде, тщательно профилированный западный портал и «розу» над ним. Алтарная часть отделялась от храма каменной преградой с нарядной резьбой, в которой многообразные мотивы плетёнки сочетались с зооморфными и растительными узорами, несущими отголоски античных традиций (постройки в Улцине, Баре и др.). В период вхождения Черногории в государство Неманичей в её внутренних районах ощущалось воздействие архитектурной школы Рашки. В 12—13 вв. здесь сооружались строгие по формам однонефные церкви с боковыми пристройками в виде пониженного трансепта и с куполом на кубическом основании (церковь монастыря Морача, 1252). Архитекторы Черногории строили и на территории Сербии (Вит из Котора — автор церкви монастыря Дечани). В 14—16 вв. в постройках приморских районов появились отдельные готические детали (очертания окон и сводов), которые сочетались с романскими формами (церкви и дома в Сваче, Баре, Которе).

Наиболее ранние образцы монументальной живописи Черногории (фрески церкви св. Михаила близ Стона, 11—12 вв., с портретами князей Зеты) отражают воздействие искусства «Каролингского возрождения». Для изобразительного искусства 13—14 вв. характерно сочетание элементов романского и готических стилей с мотивами византийской иконографии («Вуканово евангелие», 1202; киворий в соборе св. Трипуна в Которе, 1362). Фрески этого времени (в церкви монастыря Морача, 1252) близки сербскому искусству и отличаются изысканной и выразительной линеарной манерой.

Османское нашествие и многовековой национальный гнёт отрицательно сказались на развитии культуры Черногории. Большинство городов вплоть до 20 в. сохранило скученную малоэтажную каменную застройку. Ренессанс и барокко не получили развития в светском зодчестве и проявились лишь в деталях отдельных построек (дворцы в Которе, Баре, Перасте и Доброте). Стиль барокко получил наибольшее распространение в 17—18 вв. в церковном зодчестве Боки Которской, где работали главным образом итальянские архитекторы (церковь в Прчане, начата в 1790). В постройках местных архитекторов (церковь монастыря Савина близ Херцегнови, 1777—99, Н. Форетич) барочные черты сочетались с романскими и византийскими традициями. Среди живописцев в 15—16 вв. выделяютсяЛовро Маринов и Вицко Добричевичи (работавшие главным образом на территории Далмации), творчество которых отмечено ренессансными тенденциями, Т. Вукович и др. Скульптура эпохи барокко (рельефы и статуи алтарей) представлена главным образом работами иностранных мастеров. Среди местных живописцев в 17—18 вв. выделяются Дж. Митрофанович, А. Вуичич, а также Т. Коколя, автор стенных росписей, картин и портретов в духе позднего венецианского Возрождения. В работах живописцев из семьи Рафайловичей поздневизантийские традиции сочетались с отдельными барочными приёмами. Поздневизантийским канонам вплоть до 19 в. следовала и миниатюра Черногория

После освобождения Черногории от османского ига (1878) в городах появляются парадные постройки черногорской знати в духе позднего ампира (т. н. Данилов двор в Цетине, 1894—95). В 1870-е гг. сооружается г. Подгорица с прямоугольной сеткой улиц. Появляются постройки в стиле эклектики (церковь св. Николая в Которе, 1910, неовизантийский стиль). В городах продолжают строиться простые и суровые 2—3-этажные жилые здания из нетёсаного камня с черепичными кровлями и небольшими окнами и дверьми.

В изобразительном искусстве 2-й половины 19 — 1-й трети 20 вв. формировалось национальное направление. В портретах, композициях на темы национальной истории, жанровых сценах П. Почека, А. Бокарича, М. Греговича, акварелиста И. Шобаича сосуществовали наивно-реалистические и академические черты. В 1920—30-е гг. национальные пейзажи и жанровые сцены в духе постимпрессионизма создавали М. Милунович, П. Лубарда. Социально-критические тенденции проявились в линогравюрах и картинах И. Новаковича. В скульптуре выделялись работы Р. Стийовича, отмеченные стилизованными обобщёнными формами.

Коренной поворот в истории культуры Черногория наступил после установления народной власти. На руинах разрушенного в годы 2-й мировой войны г. Подгорица была создана новая столица Черногории — г. Титоград. Началась разработка планов застройки городов, типовых проектов жилых зданий. В ней принимали участие и архитекторы других республик Югославии. В конце 1950—60-х гг. развернулось жилищное строительство (5-этажные секционные панельные здания в Титограде). Сооружаются школы, больницы, учреждения бытового обслуживания. В строительстве используются сборные железобетонные каркасы. На побережье Адриатического моря реконструируются старые и сооружаются новые города, в которых создаются благоустроенные курортные комплексы (Будва, Трстено, Яз, Могрен и др.). Расположенный на острове древний г. Свети-Стефан превращается в город-отель. Успехи достигнуты в строительстве гостиниц, мотелей, административных зданий, отличающихся гибким использованием типовых конструктивных звеньев (гостиницы в Цетине, Херцегнови, административное здание в Которе, универмаг «Беко» в Титограде). Поиски национального своеобразия характерны для построек архитектора С. Радевич, отмеченных пластичной выразительностью деталей, фактурными контрастами (сочетание бетона с местным камнем и речной галькой), органичной связью с ландшафтом (гостиница «Подгорица» в Титограде). В 1992 Титоград переименовали в Подгорицу.

Литература

Первые литературные произведения, написанные в этом регионе появились в десятом веке, а первая черногорская книга была напечатана 500 лет назад. Первая государственная типография (Типография Черноевича) была установлена в Цетинье в 1494 году, где в том же году была напечатана первая южнославянская книга (Октоих — Псалтырь). количество средневековых рукописей, начиная с 13 века, хранятся в монастырях Черногории.

Одними из самых знаменитых писателей Черногории были ее правители такие, как Петр I и Петр II Петрович Негоши. Эпическая поэма Горски вијенац (Горский венец), написанная Петром II на местном диалекте, показывает культуру и традиции Черногории.

После освобождения территории Черногория от фашистских оккупантов и их пособников (31 декабря 1944), установления в 1945 народного строя (с 1963 Черногория — социалистическая республика) литература вступила в наиболее плодотворный период развития. В послевоенные годы происходит интенсивный рост и дальнейшая консолидация литературных сил Черногории. Начали выходить литературные журналы «Стваранье» (1946), «Народна культура» (1951) и др. В 1956 было создано Общество черногорских писателей.

Центральная фигура в литературе 50—70-х гг. — М. Лалич, в романах которого наиболее ярко отразилась тема народно-освободительной борьбы и революции: «Свадьба» (1950), «Ненастная весна» (1953), «Разрыв» (1955), «Облава» (1960), «Лелейская гора» (1962). К истории Черногория, к национальным проблемам конца 19 — начала 20 вв. обратился Лалич в романе «Военное счастье» (1973). Прозаики А. Асанович (р. 1931; сборники рассказов «Долгие мгновения», 1956; «Игра с огнем», 1966), Черногория Вукович (р. 1920; романы «Намертво — глубокое», 1959; «Водораздел», 1968, и др.), Бр. Щепанович (р. 1937; сборник рассказов «Перед истиной», 1961; повесть «Рот полон земли», 1974) наряду с событиями народно-освободительной войны изображают современную жизнь страны, обращаются к морально-этическим и психологическим проблемам.

Основные достижения поэзии связаны с творчеством Зоговича (сборники «Упрямые строфы», 1947; «Артикулированное слово», 1965; «Лично, совсем лично», 1971), Джоновича (сборники «Горные ручьи», 1947, «Жажда дорог», 1961), Баневича (поэма «Сутеска», 1946, сборник «До искры», 1961), Д. Костича (р. 1917; сборники «Стихи», 1947; «Сети», 1955; «Забытые снега», 1958, и др.), Р. Вешовича (р. 1921; сборники «Вихри», 1950; «Ленты в долине», 1955). Для поэтов М. Краля (р. 1933), С. Перовича (р. 1932), Бл. Щепановича (1934—66), Е. Брковича (р. 1933) характерны поиски новых тем и форм.

Живопись и скульптура

Художники и ваятели из Черногории сделали большой вклад в утверждение черногорской культуры в мире. Оставаясь в других частях мира (Париж, Белград, Загреб …), они заняли свои черногорские души работами, посвященными пейзажам своей родины, и тем самым показали миру ее красоту. За последние 15 лет был открыт факультет изобразительного искусства в Цетинье, в результате чего появились новые волны талантов. Некоторые из наиболее известных художников, перечислены ниже:

Мило Милунович

Петр Лубарда 

Дадо Джурич

Войо Станич 

Димитрий Попович

Борис Драгоевич 

Ристо Стийович

Музыка

Музыка Черногории была не сильно развита, особенно в сравнении с ее литературой и изобразительным искусством. До конца 19 в. в Черногории развивалась только народная музыкальная культура. Сохранились древние традиции исполнения народных эпических, героических (в сопровождении народного инструмента гусле), лирических и обрядовых песен. Драматической экспрессией отличаются обрядовые песни-плачи, особенно женские — тужбалицы; поэтичны лирические «пейзажные» (пастушеские). Для мелодий черногорских песен характерны небольшой диапазон, преобладание архаических попевок в натуральных ладах, нередко смешанные и переменные размеры, свободное ритмическое строение; типично многоголосие (часто с секундовыми диссонансами). Музыкально-общественные организации и исполнительные коллективы начали возникать в Черногория в последней четверти 19 в.; были созданы: военные оркестры (осн. А. Шульцем, 1871, и Ф. Вимером, 1889), хоровые общества «Бранко» в Подгорице (ныне Титоград, 1892), «Негош» (Цетине, 1908), «Захумле» (Никшич, 1898). Один из первых профессиональных музыкантов — композитор Й. Иванишевич (конец 19 в.), получивший образование в Праге (ученик З. Фибиха). Первая музыкальная школа работала в Цетине (1924—25 и 1932—41). После 2-й мировой войны 1939—45 открылся ряд музыкальных школ — в Цетине (начальная школа «Негош», 1947; преобразована в 1948 в среднюю музыкальную школу), им. М. Милянова в Титограде (1950), в Которе (1951) и других городах. Организованы симфонический оркестр и смешанный хор Радио в Титограде, государственный ансамбль народной песни и танца «Оро». Кроме существовавших и продолжающих функционировать, в 1960-х гг. созданы хоровые общества любителей «Станко Драгоевич» в Титограде, «Никола Джуркович» в Которе, Общество композиторов и музыкантов-исполнителей Черногория, Союз культурных и художественных обществ Черногория (в Титограде). Специализированные музыкальные вузы в Которе и Титограде могли предложить классическое музыкальное образование, но в последнем десятилетии 20 века они получили звание академии. Особое внимание уделяется хору и камерной музыке. Кроме того есть профессиональный оркестр, который располагается в Подгорице.

Архитектура

Черногория имеет ряд значительных культурных и исторических объектов, в том числе объекты культурного наследия в барокко, романском и готическом стилях. Черногорские прибрежные регионы особенно хорошо известны своими религиозным памятникам, в том числе собор Святого Трифона, базилика Св. Луки (более 800 лет), Госпа од Шкрпела, Савина монастырь и другие. Византийское влияние в архитектуре и в религиозных работах особенно заметно в интерьере старых зданий. Венецианцкое влияние также очень хорошо заметно в ряде старых зданий и крепостей (например: крепость Хай-Нехай, в которой также заметно и турецкое влияние). Древний город Котор входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Театр и кинематограф

Следы старинных театрализованных обрядов (подробных сведений о них не сохранилось) остались в народных обычаях, многие из которых бытовали ещё в XIX—XX вв. Значительным вкладом в театральную культуру Черногории было творчество Петра II Петровича Негоша, автора драматической поэмы «Горный венец» (1847) и драмы «Лжецарь Степан Мали» (1851), написанных на сюжеты из исторического прошлого Черногории (ставились в любительских кружках). В Цетинье также устраивались любительские спектакли, гастролировали труппы из Сербии, Хорватии и других областей. После освобождения Черногории от фашистских оккупантов и их пособников (31 декабря 1944) в 1953 в Титограде был создан черногорский Национальный театр, включающий драматическую и оперную труппы. В репертуаре драматической труппы были югославская и зарубежная классика, произведения Петра II Петровича Негоша, черногорских драматургов В. Радовича, Ж. Команина, а также других республик Югославии. Ставились пьесы русских драматургов (Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. П. Чехова), советских авторов (А. Н. Арбузова). В состав драматической труппы входили: режиссер Б. Эракович, Н. Вавич, актёры В. Мандич, Д. Томас, З. Раичевич, Г. Ленголд, П. Бегович, Д. Малович, Б. Вукович, Ч. Вуканович, З. Стоимиров. В работе театра участвовали режиссёры из других республик Югославии. На сегодняшний день Черногорский национальный театр в Подгорице является единственным профессиональным театром страны и вместе с факультетом драмы, расположен в Цетинье и несет ответственность за большинство театральных постановок в стране. Во время летних месяцев, Городской театр Будвы имеет является привлекательной сценой для исполнителей из всех углов бывшей Югославии и со всего мира.

Также Черногория подготовила ряд выдающихся режиссеров и актеров кинематографа и анимации, включая Душана Вукотича, первого югослава, получившего Оскар, в категории коротких анимационных фильмов в 1961 году.

Велько Булаич 

Живко Николич 

Кроме того, можно упомянуть, что фильм "Казино Рояль" частично снимался в Черногории.